Если клиент, являющийся физическим лицом, не выполнил своих обязательств, не спешите отправляться в суд. Есть эффективный вариант решения проблемы без лишних расходов.
Из этой статьи вы узнаете:
- Спор можно решить без суда
- Случаи обязательного досудебного урегулирования
- Если компания получила претензию в свой адрес
- Как написать досудебную претензию
- Как направить претензию корректно
- Порядок и срок ответа
- Последствия несоблюдения обязательного досудебного порядка
- Помощь «ДП Консалт» в мирном решении спора
Многие услуги компаний и предпринимателей создаются для физических лиц. При их оказании возникают взаимные обязательства. Однако они не всегда исполняются. До обращения в суд общей юрисдикции можно прибегнуть к досудебному урегулированием спора. В отдельных случаях такая процедура не только эффективна, но и обязательна.
Спор можно решить без суда
Урегулирование спора до суда — это мирный способ решения проблем с клиентом, исполнителем или сотрудником. Как правило, он заключается в составлении и направлении оппоненту претензии. Хотя могут быть использованы и иные средства. Например, переговоры конфликтующих сторон. Однако их проведение доказать сложнее, чем направление письменного документа.
Безусловно, выбор досудебного урегулирования при условии его благополучного исхода — вариант, позволяющий:
- сохранить расположение клиентов и позицию на рынке;
- уйти от неконструктивных и эмоциональных споров;
- сэкономить время и деньги, которые могли быть затрачены на участие в судебном разбирательстве. Суд будет длиться не менее 3 месяцев, и повлечет расходы на оплату госпошлины, составление иска и ходатайств, представительство и т.п.;
- избежать разглашения нежелательных данных о компании.
Поэтому предпринимателям, дорожащим своей репутацией, отказываться от него не стоит.
Кроме того, существуют обстоятельства, при которых несоблюдение претензионного порядка заблокирует саму возможность обращения в суд общей юрисдикции.
Случаи обязательного досудебного урегулирования
О том, нужно ли писать претензию, говорится в п. 7 ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ). В нем указано: досудебное урегулирование является обязательным в случаях, напрямую обозначенных в федеральных законах.
К примеру, положения части второй Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и иных федеральных законов устанавливают, что его не избежать в следующих случаях:
- в спорах по договорам, обязательным для заключения (ст. 445 ГК РФ);
- планирования изменения или расторжения имеющегося соглашения (п. 2 ст. 452 ГК РФ);
- расторжения договора аренды, если арендатором были нарушены его условия (абз. 7 ст. 619 ГК РФ);
- возникновения споров в отношениях из договора грузоперевозки (п. 1 ст. 797 ГК РФ);
- расторжения договора банковского счета (п. 2 ст. 859 ГК РФ);
- в конфликтах по поводу качества туристского продукта (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») и т. п.;
- в спорах о назначении выплат по обязательному соцстрахованию от профзаболеваний и несчастных случаев (ст. 15.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Рекомендации:
До подачи иска в суд общей юрисдикции проверьте обязательность соблюдения досудебного порядка. Если она установлена, направьте претензию по существу вопроса оппоненту. Возможно спор удастся разрешить на начальной стадии, после разъяснения второй стороне потенциальных потерь в суде.
Если компания получила претензию в свой адрес
Предъявить претензию может как сама компания, так и клиент к ней. И если он отправился в суд, проигнорировав обязательный досудебный порядок, на это следует обратить внимание органа (когда такой иск был ошибочно принят к производству).
Популярно заблуждение о том, что потребитель при возникновении проблемы обязан обратиться за ее решением к продавцу или производителю с письменной претензией. Однако это не так. Претензия по защите прав потребителей обязательна к составлению в случае спора с оператором связи или по проблемам перевозки пассажира, багажа, груза (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
С 1 января 2021 в гражданском процессе есть нововведение: потребитель не может миновать досудебный порядок по спорам с финансовыми организациями, если его требования оцениваются менее, чем в пятьсот тысяч. Далее дело рассматривает финансовый омбудсмен. И только после этого можно обращаться в суд.
Трудовые конфликты также имеют свои механизмы, позволяющие примириться без суда. Это обращение работника в комиссию по индивидуальным трудовым спорам (ст. 381 Трудового кодекса РФ) и досудебная медиация (см. ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 No 193-ФЗ). Важно поддержать готовность работника решить конфликт миром.
Думая о том, отвечать ли на претензию, направленную в адрес компании, стоит оценить ее суть и содержание. В любом случае, письменный ответ позволит закрепить и донести позицию до оппонента или начать мирные переговоры.
Рекомендация:
Шаг на встречу оппоненту, пытающемуся урегулировать спор до суда, покажет заинтересованность предпринимателя в решении конфликта.
Как написать досудебную претензию
Несмотря на существование альтернативных вариантов, составление претензии - самый популярный способ продуктивного завершения спора. Документ представляет собой письменный перечень требований, направляемых другой стороне для устранения нарушений по исполнению обязательств (например, о погашении арендатором задолженности по арендной плате).
Хотя закон и не устанавливает точных указаний о том, как правильно составить претензию, на практике существуют общие требования. Они помогут учесть самые важные моменты. Так, в документ следует включить:
- данные адресата. Достаточно прописать фамилию, имя, отчество и адрес;
- основание возникновения правоотношений. Его наличие могут подтвердить реквизиты договора, заключенного между компанией и физическим лицом. Например, номер и дата договора аренды;
- описание нарушения и его письменные доказательства (к примеру, просрочка внесения арендной платы, подкрепленная платежными документами, фиксирующими ее);
- правовое обоснование позиции в виде ссылки на нормы закона. Так, в случае спора по договору аренды, можно опираться на нормы главы 34 ГК РФ;
- предъявляемые требования. Это те действия, с помощью которых вы предлагаете решить спор. Суммы долга и неустойки должны быть рассчитаны, а неоднозначные формулировки - отсутствовать;
- потенциальные последствия отказа от мирного урегулирования конфликта. Физическое лицо может не обладать юридическими знаниями и возможностью получить консультацию, и поэтому не догадываться о них. Например, о возложении судебных расходов по ч. 1 ст. 98 ГПК РФ на проигравшую сторону, если дело дойдет до суда;
- срок исполнения требований;
- дату, место составления, подпись уполномоченного лица;
- приложения.
Указанных пунктов достаточно для того, чтобы полноценно отразить свою позицию и рассчитывать на такой же ответ по существу от оппонента.
Рекомендации:
Если в вашем случае досудебный порядок урегулирования спора является обязательной стадией перед обращением в суд: оцените содержание и обоснование претензии, корректно направьте ее физическому лицу, сохраните подтверждение.
Как направить претензию корректно
Претензию совместно с приложения следует направить адресату. Суды общей юрисдикции просят предоставить доказательства этого только в тех случаях, когда данная стадия обязательна.
Выберете тот способ направления, что определен при заключении договора. Если такое условие в нем отсутствует, воспользуйтесь одним из предложенных:
- Отправьте претензию простым или заказным ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это самый надежный вариант. У компании останется опись, подтверждающая, что в конверте была именно претензия, и уведомление о вручении — свидетельство получения письма адресатом.
- Направьте курьером. Сохраните накладную с перечнем передаваемых документов.
- Отправьте по электронной почте. Но на практике этот способ связан с риском. Все же его лучше предпочесть, когда это напрямую указано в договоре, и движение корреспонденции можно подтвердить.
Рекомендация:
Выбирая способ отправки, опирайтесь на положения закона и договора. Если досудебный порядок обязателен — подумайте о доказательствах отправки. В других случаях подойдет любой вариант оперативной доставки.
Порядок и срок ответа
В гражданском процессе точный срок ответа на претензию не обозначен. Его можно найти в законодательстве, регулирующем само обязательство.
В большинстве случаев он равен 30 календарным дням. Однако, например, на претензию об устранении нарушения положений договора аренды необходимо ответить в разумный срок.
Не стоит игнорировать и претензию, направленную в ваш адрес. Во многих сферах практика доказывание своей добросовестности лежит на плечах юридического лица. Если же требования гражданина обоснованы, их своевременное удовлетворение позволит минимизировать потери в виде штрафов и неустойки. Отвечайте письменно и своевременно. И сохраняйте доказательства отправки или получения ответа на претензию (почтовые квитанции и т. п.).
Рекомендации:
Определите сроки ожидания ответа на претензию до обращения в суд. Не подавайте иск до их истечения. До этого момента досудебный порядок не считается соблюденным.
Последствия несоблюдения обязательного досудебного порядка
Если досудебная стадия обязательна, ее несоблюдение вызовет негативные последствия. Так, согласно п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ истец должен сообщить в иске о выполнении досудебного порядка и приложить соответствующие доказательства. В случае нарушение правила, возможно два варианта развития событий:
-
Исковое заявление временно будет оставлено без движения определением суда на основании ч. 1 ст. 136 ГПК РФ. Так бывает, когда истец действительно обратился к процедуре, но не приложил к иску соответствующие доказательства.
Решение:
В определении суд укажет срок для предоставления документов. После их подачи иск будет принят. -
Заявление будет возвращено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ. Это возможно, если истец проигнорировал попытку решить спор мирно. Или же не устранил в установленный срок замечания суда при оставлении заявления без движения.
Решение:
Суд вынесет мотивированное определение. В нем будут описаны все имеющиеся нарушения, их следует устранить и подать иск заново.
Помощь «ДП Консалт» в мирном решении спора
Опыт юристов «ДП Консалт» показывает, что главное в решении конфликта — это объективный взгляд на ситуацию. Поэтому на пути к перемирию с вашим оппонентом мы совершим ключевые шаги:
- Оценим обстоятельства и документы.
- Подготовим досудебную претензию или грамотный ответ на нее.
- Направим документы другой стороне и обеспечим доказательства соблюдения досудебного порядка.
- Примем участие в переговорах и согласовании вариантов решения конфликта.
- Подготовим документы, закрепляющие достигнутые договоренности.
- Поможем реализовать их.
Хорошая претензия — это основа для начала переговоров, которые приведут к желаемому результату.
Стоимость подготовки претензии или ответа на нее - от 10 000 рублей.