Смена юридического адреса импортера
1. Вопрос о необходимости внесения изменений в документы соответствия
Федеральная таможенная служба разъяснила, что не нужно менять сертификат соответствия в случае изменения адреса места нахождения и (или) деятельности заявителя и (или) изготовителя. При этом замена декларации о соответствии необходима.
Справочно текст разъяснений
Информация Федеральной таможенной службы от 25 ноября 2020 г. “Справочная информация по вопросу необходимости замены документов о соответствии в случае изменения юридического адреса заявителя”
1. Замена сертификата соответствия в случае изменения адреса места нахождения и (или) места осуществления деятельности заявителя и (или) изготовителя для целей совершения таможенных операций не требуется.
Согласно праву ЕАЭС допускается замена сертификата соответствия и приложений к нему без проведения ряда обязательных работ по оценке соответствия, в том числе в случае изменения места нахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются) заявителя (пункт 93 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия"). При этом замена сертификата соответствия не является обязанностью участника внешнеэкономической деятельности.
По указанному вопросу 25 декабря 2019 года состоялось совещание у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Росаккредитации А.И. Херсонцева с участием представителей Минэкономразвития России, Минпромторга России, ФТС России (Шкляев С.В.), Консультативного совета по иностранным инвестициям, постоянного комитета по вопросам деятельности органов по сертификации продукции, работ, услуг и персонала при Общественном совете при Росаккредитации.
В ходе заседания было отмечено, что в настоящее время законодательство Российской Федерации, а также акты, составляющие право ЕАЭС, не содержат требований об обязательной замене сертификатов соответствия в случае изменения места нахождения (адреса юридического лица) заявителя.
Указанная информация доведена до сведения таможенных органов письмом ФТС России от 06.02.2020 N 14-88/06226.
2. В случае изменения адреса места нахождения и (или) места осуществления деятельности заявителя и (или) изготовителя требуется замена декларации о соответствии.
Заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет ее регистрацию без представления документов и сведений, предусмотренных подпунктами "б" - "г" пункта 5 Порядка, в случаях изменения организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются) заявителя или изготовителя продукции (пункт 15 Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41).
2. Вопрос о необходимости изменения маркировки товаров
Законодательство не регулирует вопрос, как исправлять отдельную информацию о товаре при маркировке.
Вместе с тем из положений нормативных правовых актов можно сделать вывод, что изготовитель обязан товары, приобретенные и импортируемые после смены адреса реализовывать с новой маркировкой, а товары уже промаркированные – с внесением изменений посредством предоставления достоверной информации на отдельных этикетках.
Импортер вправе снабдить упаковку этикеткой с достоверной информацией. При этом он также обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Такая информация в обязательном порядке должна содержать в том числе наименование и адрес изготовителя и может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 9 и 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300‑1 «О защите прав потребителей»).
Однако не запрещено поверх товара наклеить стикер с указанием на верный адрес. На практике таким способом вносились исправления в отношении страны изготовления (постановление 12 ААС от 05.05.2012 № А09-7442/2011).
Поскольку изготовитель (импортер) обязан обеспечить потребителя необходимой и достоверной информацией о товаре, с этой целью он вправе разместить на потребительской таре этикетку с достоверными и необходимыми по закону сведениями о товаре.
Но недостаточно указать на ней только сведения о новом наименовании изготовителя и новом адресе, ведь этикетка должна содержать всю информацию о товаре, которая требуется по законодательству.
Чтобы не вводить покупателя в заблуждение двойственной информацией, его внимание необходимо привлечь к информации на этикетке, в частности сделав ее текст более крупным и удобочитаемым, чем на упаковке товара. В тексте нужно указать, что наименование и адрес изготовителя на этикетке новые (настоящие, достоверные, действительные). Такой способ исправления информации о товаре будет свидетельствовать о добросовестности и разумности изготовителя, что требуется от каждого участника гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).
Необходимость указания юридического / фактического адреса на маркировке? Что еще необходимо указать?
На упаковке непродовольственного товара должна быть этикетка, в которой подлежит размещению информация для потребителей.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Разъяснения можно найти, обратившись к тому же ТР ТС 017/2011.
При размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции (ст. 3 ТР ТС 017/2011).
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. При этом покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами, осмотреть предлагаемый товар, изучить информацию на маркировке (ст. 9 ТР ТС 017/2011).
Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица (в данном случае законодатель, применительно к непродовольственным товарам, указывает на необходимость отражения именно юридического адреса импортера, ссылка на адрес производства – на усмотрение продавца);
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
- дату изготовления;
- номер партии продукции (при необходимости).
В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
- вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия. Отклонение фактического содержания сырья не должно превышать + 5 процентов;
- модель;
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Ответственность за недостоверность адреса на маркировке
К ответственности за недостоверную информацию на этикетке продавец может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей) или по ст. 14.5 КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей).
Какая статья будет применима зависит от того, был ли совершен факт продажи или нет. Если продажа была совершена, то к ответственности привлекут по с. 14.5 КоАП РФ.
Информация на сайте является интеллектуальной собственностью компании ООО "ДП-Консалт".
Задайте Ваш вопрос юристу и получите квалифицированный ответ в сжатые сроки. Все вопросы поступают в общий отдел, где их распределяют по отраслям права и передают компетентному юристу. Стоимость консультации зависит от сложности вопроса.