Если перед запуском рассылки получено предварительное согласие адресатов на получение рекламы и есть возможность это подтвердить, то задумываться о рекламном характере e-mail рассылки не имеет особого смысла. А вот, если согласия и подтверждения нет, а рассылка запускается, то такая рассылка может быть признана незаконной, в случае обращения «потенциального клиента» в ФАС.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
(пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе")
Для признания информации рекламой необходимо ее соответствие признакам рекламы, перечисленным в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
При этом под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2023 г. N 821/23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ "ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ":
Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также иных сведений, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
Так, информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией, является рекламой, поскольку указанные сведения индивидуализируют данную организацию и направлены на привлечение внимания к деятельности такой организации.
Если вы направляете e-mail рассылку адресатам, которые не давали согласие на получение рекламы нужно проверить текст рассылки по указанным признакам.
Только при совокупности указанных признаков e-mail рассылка будет является рекламой и при отсутствии согласия может повлечь наступление ответственности.
Федеральный закон от 27.10.2008 N 179-ФЗ:
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Закон допускает рекламный обзвон и рассылку SMS только при предварительном согласии абонента на получение рекламы. Любая реклама посредством телефонной связи и SMS без прямого согласия абонента запрещена. При этом доказывать, что такое согласие было получено, — задача рекламодателя.
ПРАВИЛА:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Распространение спама по электронной почте может повлечь гражданскую ответственность – возмещение вреда, убытков, упущенной выгоды (ч. 2 ст. 38 закона № 38-ФЗ) и административную ответственность (ч. 1 ст. 14.3. КоАП) – административные штрафы на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Информация на сайте является интеллектуальной собственностью компании ООО "ДП-Консалт".
Задайте Ваш вопрос юристу и получите квалифицированный ответ в сжатые сроки. Все вопросы поступают в общий отдел, где их распределяют по отраслям права и передают компетентному юристу. Стоимость консультации зависит от сложности вопроса.