Компании и предприниматели, владеющие недвижимостью или планирующие заключить договор долгосрочной аренды, обращаются в Росреестр. Расскажем о том, в каких случаях это необходимо и с какими сложностями можно столкнуться.
В этой статье вы найдете ответы на вопросы:
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — это федеральный орган исполнительной власти, организующий единую систему государственного кадастрового учёта недвижимости, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. То есть ключевые вопросы, касающиеся прав на владение, пользование и распоряжение зданиями, строениями, помещениями и земельными участками, решают ее специалисты. И, как известно, оформить и подать с первой попытки документы Росреестра так, чтобы не получить отказ на совершение важных действий - сложно.
Зачем предприниматели обращаются в Росреестр
В подавляющем большинстве случаев компании и ИП приходят в государственную службу по своей инициативе и в следующих ситуациях:
- для регистрации прав на объект недвижимости. Им может быть нежилое помещение в доме или в коммерческом комплексе, в торговом центре, офис, здание или строение, земельный участок и т.п.;
- при регистрации в Росреестре договора долгосрочной аренды, которая является обязательной, если срок сделки составляет больше 1 года;
- для получения актуальных сведений, то есть для заказа выписки из Единого государственного реестра объектов недвижимости (ЕГРН). Из Росреестра ЕГРН можно узнать информацию о характеристиках объекта, зарегистрированных правах на него, ограничениях и обременениях (в виде залога, аренды, ареста) и пр. При этом часть информации может быть предоставлена только правообладателю.
Уточнение информации об объекте недвижимости, оформление документов, регистрация сделок начинаются с получения выписки из Росреестра.
- с целью регистрации перепланировок, произведенных в помещении;
- для фиксации наложения ограничений на регистрационные действия и сделки;
- для снятия ранее наложенных ограничений и обременений.
Каждая из перечисленных операций имеет свой перечень документов для ее начала, а также особый алгоритм проведения. Если действия компании им не соответствуют — последует отказ в регистрационных действиях или приостановление процедуры на срок от 30 дней и выше.
Ошибки предпринимателей при обращении в Федеральную службу государственной регистрации
На обращение компании могут ответить отказом (либо приостановлением действий) в следующих случаях:
- при подаче запроса на получение сведений из ЕГРН, доступ к которым ограничен, либо отсутствующих в реестре (например, о наличие у конкретного третьего лица имущества);
- при подаче документов для регистрации сделки или прав ненадлежащим лицом (в т.ч. не имеющим права распоряжаться объектом);
- при предоставлении заявления, данные которого противоречат содержанию ЕГРН;
- при отсутствии документов, необходимых для совершения действия, их неверном оформлении, некорректном содержании (например, подача копий вместо подлинников, подписание ненадлежащим лицом, отсутствие в его доверенности прав на подачу документов, отсутствие подтверждения оплаты государственной пошлины и т.п.);
- при невозможности совершения желаемой процедуры в отношении объекта (например, объект не является недвижимостью, создан на земельном участке без учета цели использования надела и т. п.).
Полный перечень причин приостановления действий установлен в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Рекомендации:
Для того, чтобы избежать ошибок при подаче документов, проверьте: наличие у сторон прав на объект, их надлежащее оформление, корректность содержания бумаг, полномочия лица, подающего документы. Иначе сделка будет "заморожена", а время — упущено.
Узнайте об услуге юриста в Росреестре по сопровождению сделки купли-продажи недвижимости
Больше об оформлении аренды
Когда Росреестр приходит сам
Росреестр, проверки которого касаются лишь ряда предпринимателей, проводит их в соответствии с планом проверок, утверждаемым ежегодно. Ознакомиться с ним для подготовки к контрольному мероприятию можно на официальной странице службы. Однако такая проверка может быть и внеплановой, если поводом для проведения послужила информация о возможном нарушении.
Чаще всего компании и ИП сталкиваются с государственным земельным надзором. В его рамках Росреестр предупреждает, выявляет и пресекает нарушения требований земельного законодательства при реализации предпринимателями своей деятельности. Речь идет о нецелевом использовании участков, нарушении их границ, их самовольном занятии.
По результатам мероприятия составляется акт о проверке. Если инспектор выявит какие-либо нарушения, они будут отражены в документе. Затем компания получит предписание об устранении недочетов.
Рекомендации:
Если вы считаете, что в ходе проверки или по ее результатам права компании были нарушены — обжалуйте акт.
Помощь от ДП Консалт
Не ко всем компаниям Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приходит с проверкой. Но почти каждая сталкивается с необходимостью оформления в Росреестре купли-продажи недвижимости, регистрации договора долгосрочной аренды и получением сведений из ЕГРН. Последнее важно для самих ООО и ИП, для контрагентов и кредиторов.
Наши юристы помогут оформить сделку или получить важные данные из ЕГРН быстро и просто.
Что мы сделаем:
- закажем выписку из ЕГРН, предоставляющую максимальное количество данных об объекте;
- проверим правоустанавливающие документы контрагента и чистоту приобретаемой недвижимости (отсутствие обременений, арестов, аренды);
- подготовим и подадим документы, необходимые для оформления сделки и права собственности на объект недвижимости или для регистрации договора аренды;
- предотвратим или прекратим приостановку регистрационных действий, если она началась ранее;
- оспорим действия Росреестра, противоречащие законодательству.
Помогаем вести бизнес без лишних трудностей