Не всегда решение суда общей юрисдикции полностью соответствует ожиданиям. Борьбу за права и интересы компании можно продолжить в апелляции. Здесь важно не упустить время и ключевые детали.
В этой статье вы найдете ответы на вопросы:
- Основы апелляционного обжалования в гражданском процессе
- Кто вправе обратиться за апелляцией
- Когда есть основания для пересмотра
- Куда подать апелляцию после решения суда
- Как составить апелляционную жалобу
- К чему подготовиться при рассмотрении апелляции
- Услуги «ДП Консалт» по апелляционному обжалованию в суде общей юрисдикции
Как и в арбитраже, хорошо знакомом предпринимателям и организациям, в гражданском процессе существует вторая инстанция — апелляция. Она направлена на устранение ошибок применения норм права, допущенных судом при вынесении решения. Это эффективный инструмент восстановления справедливости, если он находится в руках профессионала. Иначе лишние разбирательства повлекут за собой только траты и потерю времени. Расскажем о том, как подать апелляцию результативно.
Основы апелляционного обжалования в гражданском процессе
Решение суда общей юрисдикции, которое не вступило в законную силу, можно обжаловать полностью или в части во второй инстанции. Она является апелляционной стадией судебного разбирательства. При этом здесь рассматриваются только те требования, которые ранее были заявлены в первом суде. Кроме них в обязательном порядке анализируется применение первой инстанцией норм процессуального права.
Общие правила работы механизма описаны в главе 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ). Ее положения отвечают на вопросы:
- кто может обратиться в апелляцию;
- когда это допустимо;
- в какой именно суд обжаловать спорный документ, вынесенный первой инстанцией ;
- как это сделать.
Эти же вопросы перед собой должен поставить каждый заявитель. И только после ответа на них можно инициировать "старт" процесса.
Узнать о видах оспаривания решений суда
Кто вправе обратиться за апелляцией
В самом начале пути обжалования необходимо определить: является ли ваша компания или вы, как индивидуальный предприниматель, лицом, обладающим правом на обращение во вторую инстанцию. В соответствии со ст. 320 ГПК РФ в роли заявителя могут выступать:
- истец;
- ответчик;
- иные участники дела;
- лица, не являвшиеся участниками дела, но права и обязанности которых затрагивает решение суда;
- прокурор. Он может принести апелляционное представление.
Рекомендации:
Круг заявителей достаточно широк. И даже в случае, когда решением суда, участником которого организация не являлась, на нее наложены какие-либо новые обязанности, стоит задуматься - не пора ли подать заявление на апелляцию.
Когда есть основания для пересмотра
Решение суда общей юрисдикции первой инстанции можно обжаловать при выполнении следующих условий:
1. При наличии достаточных оснований для отмены или изменения (см. ст. 330 ГПК), если:
- в процессе рассмотрения суд нарушил нормы материального (неприменен важный акт, либо он применен, однако неверно истолкован или выбран не тот закон) и (или) процессуального права (состав суда был незаконным, нарушена тайна совещания и др);
- обстоятельства дела были определены неверно, либо верно, но выводы суда им не соответствуют;
- факты, на которых основано решение, не были доказаны.
Заметим, поскольку наличие или отсутствие оснований оценивает суд, пытаться обратиться к нему за помощью стоит при любых сомнениях в законности действий первой инстанции. Однако, необходимо принимать во внимание расходы на процесс и соотносить их с шансами на выигрыш.
Узнайте о том, как оценить перспективы дела.
2. При условии, что решение не вступило в законную силу. Общий срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения судом (ч. 1 ст. 321 ГПК РФ). При этом согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» (далее — постановление Пленума ВС от 19.06.2012 г. № 13) он отсчитывается со дня, следующего за днем составления мотивированного решения.
Важно подчеркнуть, что пропущенный срок можно восстановить. Для этого необходимо составить и подать ходатайство с указанием уважительных причин пропуска. Подобную просьбу допустимо заявить и непосредственно в тексте самой апелляционной жалобы. Среди уважительных причин: тяжелая болезнь предпринимателя, подтвержденная медицинскими документами, не позволившая подать документы своевременно; несоблюдение судом срока составления мотивированного решения, если это повлекло за собой нарушение возможности своевременных подготовки и подачи апелляции (п. 7, 8 Пленума ВС от 19.06.2012 г. № 13).
Куда подать апелляцию после решения суда
Система апелляционных судов за последние годы изменилась. Чтобы не упустить время, необходимо правильно определить орган, который полномочен рассмотреть жалобу.
Выбор зависит от того, решение какого суда следует оспорить. Здесь можно опираться на нормы ст. 320.1 ГПК РФ. В соответствии с ними:
- акты мирового суда пересматривает районный;
- районного — областной, краевой и равные им суды;
- областного и суда, равному ему — апелляционный суд общей юрисдикции. В настоящее время их пять. Верно определить орган и его адрес можно здесь.
Рекомендации:
Информацию о том, в какой орган подать апелляционную жалобу можно уточнить и в самом судебном акте. В нем должны быть обозначены наименование органа и срок, в которой необходимо подготовить документы.
Как составить апелляционную жалобу
Начать апелляцию следует с составления жалобы. Она должна соответствовать всем требованиям, которые предусмотрены в ст. 322 ГПК РФ. Игнорировать правила, выдвинутые в отношении формы и содержания, нельзя.
Форма
Жалоба должна быть составлена письменно в виде единого документа. Он подписывается заявителем либо его представителем, обладающим соответствующими полномочиями (например, генеральным директором или представителем компании по доверенности).
Апелляция подлежит подаче в канцелярию органа либо отправке по почте. Кроме того, документ может быть составлен и подан с помощью заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.
Содержание
В п. 1 ст. 322 ГПК РФ указано, что апелляционная жалоба в суд общей юрисдикции должна содержать следующую информацию:
- название суда, в которой она предназначается;
- наименование апеллянта, его адрес (место жительства ИП, юридический и фактический адрес компании). Лучше вписать и контактный номер телефона, факса, адрес электронной почты;
- данные обжалуемого решения (дату его принятия, предмет спора), а также номер дела;
- требования: просьбу о частичной или полной отмене решения и принятии нового акта по делу;
Требования не должны выходить за рамки тех, которые были предметом рассмотрения по первой инстанции.
- обоснование требований в виде ссылок на нормативно-правовые акты, позиции высших судебных органов, иную судебную практику, а также обстоятельства дела. Допустимо предоставлять и новые доказательства, если корректно обосновать, что ранее сделать это было невозможно;
- ходатайства (например, о приостановлении исполнения решения суда при наличии веских оснований);
- перечень приложений.
Среди приложений в обязательном порядке должны быть:
- квитанция об уплате государственной пошлины либо доказательства наличия льготного статуса, просьба об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера пошлины и ее обоснование;
- подтверждение направления или вручения остальным участникам копии жалобы и отсутствующих у них приложений (в виде уведомления о вручении и описи о вложении, расписки о получении перечня и т.п.);
- если жалоба подписана и подана представителем, важно не забыть и о доверенности.
Рекомендации:
Если требования ст. 322 ГПК РФ при подаче жалобы нарушены, она будет оставлена без движения. Однако ошибки можно исправить в срок, указанный судом, а затем подать апелляцию еще раз.
К чему подготовиться при рассмотрении апелляции
Как и в первой инстанции, во второй рассмотрение происходит в форме судебных заседаний. Стороны также дают объяснения, им предоставляется право на прения. Однако весь процесс направлен на проверку качества оспариваемого решения в рамках заявленных в жалобе доводов и основ процессуального законодательства.
Здесь нельзя просить об изменении требования или предмета первого разбирательства. Но важно быть готовым к тому, что вторая сторона может предоставить новые доказательства, если мотивированно объяснит их отсутствие в предыдущей инстанции.
Представитель компании или предпринимателя должен знать не только основания для обжалования, но и детально владеть информацией о деле по существу.
Рассмотрение жалобы завершается вынесением судом определения об оставлении решения без изменений, его полной или частичной отмене и принятии нового акта по делу либо о прекращении производства. В соответствии с ч. 5 ст. 329 ГПК РФ оно вступает в силу в тот же день.
Рекомендации:
При выборе представителя для апелляции необходимо проверить его образование и опыт. Ведь выступать в этой роли по доверенности может лишь дипломированный юрист. Это объяснимо, поскольку успешное обжалование без специальных знаний весьма затруднительно. А способы пересмотра дела ограничены.
Услуги «ДП Консалт» по апелляции в суде общей юрисдикции
Адвокату подать апелляцию в строго ограниченные временные сроки проще. Ведь исходя из практики, мы детально знаем: как, на каких основаниях и в какой суд следует обжаловать решение.
Для работы во второй инстанции в «ДП Консалт» создан свой алгоритм действий. Что мы делаем:
- Бесплатно анализируем все имеющиеся у организации документы по делу: решение первого суда, исковое заявление с приложениями, отзыв на иск, дополнительную информацию и доказательства.
- Составляем обоснованную апелляционную жалобу или отзыв на заявление оппонента, которые будут понятны и логичны для суда без дополнительных пояснений.
- Определяем и соблюдаем сроки подачи жалобы. Если они истекли ранее, рассматриваем возможность подачи ходатайства о восстановлении.
- Пишем ходатайство о приостановлении исполнения решения первого суда, если это возможно и необходимо.
- Представляем ваши интересы в апелляции, избавляя руководителя компании-доверителя от потери времени и "атаки" оппонентов на заседаниях.