Главная  /  Судебное представительство  /  Арбитражные суды  /  Досудебное урегулирование

Досудебное урегулирование арбитражных споров

Папроцкая Ольга

Автор:

Юрист, эксперт в области гражданского и трудового права

Когда партнер не исполняет условия договора, ситуацию еще можно исправить мирными методами. И сделать шаг на встречу друг другу до суда — это не право, а обязанность сторон.

Любые договорные отношения предполагают наличие взаимных прав и обязанностей. Их несоблюдение вызывает конфликт между сторонами сделки. Но далеко не всегда он перерастает в судебную тяжбу.

Сохранить хорошие партнерские отношения позволяет досудебное урегулирование арбитражных споров. Если же в итоге договориться не получится, этот механизм станет главным стратегическим шагом на пути успешного рассмотрения дела в суде. 

Когда можно решить спор без суда

Досудебное урегулирование — это способ решения правового конфликта, состоящий в направлении партнеру претензии или применении иной мирной процедуры (например, как медиации) до подачи искового заявления в суд.

За ним может последовать:

  • решение проблемы, если стороны соглашаются выполнить обязательства в добровольном порядке;
  • отказ от исполнения требований, который влечет арбитражное урегулирование споров. При этом доказательство того, что попытка мирного  решения вопроса была использована, становится допуском к началу судебного разбирательства.

Претензионный способ является наиболее распространенным. Сама система арбитража призывает партнеров по сделке договариваться друг с другом самостоятельно. 

В каких случаях нельзя отказаться от досудебного урегулирования

В ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) определены случаи обязательного соблюдения досудебного порядка. К ним относятся:

  • гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, которые возникли из договоров (подряда, оказания услуг, поставки и т.п.), иных сделок, вследствие необоснованного обогащения;
  • споры иного характера, если такое правило закреплено законом или договором. К примеру, досудебные претензии по договорам транспортной экспедиции, оказания услуг связи, являются обязательной частью решения конфликта. 

Аналогичные нормы содержат и п. 3 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГК РФ), ч. 3 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ. 

Тонкости реализации определены в «Обзоре практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.07.2020 г. 

Рекомендации:
Если в вашем случае урегулирование правоотношений до суда не является обязательным, направьте претензию контрагенту по своей инициативе. Документ, составленный с учетом всех обстоятельств, способен заменить длительный переговорный или судебный процесс. 

Как составить досудебную претензию правильно 

Договорные правоотношения разнообразны. Поэтому единого бланка претензии не существует. Однако есть общие правила ее составления. 

Документ должен учитывать суть и обстоятельства сделки, несоблюдение условий которой и привело к спору. Так, в претензии укажите:

  • основание возникновения правоотношений. Например, в случае спора об оплате работ по договору строительного подряда, необходимо сослаться на дату, номер и предмет договора;
  • обстоятельства, доказывающие реальное или потенциальное нарушение права. К примеру, указание на то, что работы по договору выполнены, а обязательство по их оплате — нет;
  • реквизиты дополнительных документов, подтверждающих важные факты (акты сдачи-приема выполненных работ, сверка расчетов, банковские выписки т. п.);
  • ссылки на нормы законодательства (так, претензия по договору строительного подряда может быть обоснована положениями главы 37 ГК РФ);
  • требования к контрагенту, вытекающие из характера правоотношений и фактических обстоятельств. Они должны быть понятными и конкретными. Могут сопровождаться расчетами. Так, предъявляя претензию по договору поставки, рассчитайте общую сумму долга, состоящую из неоплаченной поставки партии товаров и неустойки. 

Важно заметить, что при подаче иска в суд сумма основного долга, неустойки и процентов может быть изменены. При этом повторного направления претензии не требуется. 

  • срок исполнения требований;
  • дату, место составления, подпись уполномоченного лица;
  • приложения.

Кроме того, целесообразно указать последствия отказа контрагента от добровольного исполнения.
Требования, предъявляемые устно, не могут быть оценены судом, как соблюдение обязательного претензионного порядка. Поэтому составьте документ в простой письменной форме.

Рекомендации:
Если претензия досудебного урегулирования должна быть направлена будущему ответчику в обязательном порядке, уделите  внимание формулировке требований. Укажите их точно и конкретно, без противоречий. Иначе арбитражный суд может признать порядок не соблюденным. Это приведет к потере времени и ресурсов. 

Как направить претензию контрагенту

Претензию и приложения к ней необходимо отправить адресату. Этот процесс преследует две цели:

  • доставить документ надлежащему лицу для решения конфликта.
  • собрать доказательства того, что досудебный порядок соблюден. Их наличие проверит суд перед принятием дела к производству. 

Поэтому важно учитывать некоторые нюансы. 

Получатель. Определите контрагента и лицо, являющееся его представителем. В отдельных случаях партнеров по договору может быть несколько. Кроме того, к исполнению могут привлекаться субподрядчики и иные лица. 

Однако, если ответчик в претензии указан неверно, его можно заменить в суде или привлечь соответчика. Повторно соблюдать претензионный порядок в отношении последних не нужно. 

Способы и доказательства отправки. АПК РФ не содержит точных указаний на этот счет. Поэтому варианты весьма разнообразны. Но отдельные из них применимы только при прямом упоминании в договоре. 

Выберите наиболее удобный способ:

  1. Отправьте претензию заказным ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это самый распространенный вариант. Однако, несмотря на популярное заблуждение, он не является обязательным к применению. Однако решает вопросы не только надежности доставки, но и сбора доказательств. В качестве последних сохраните квитанцию, свой экземпляр описи с почтовым штампом, а также уведомление о вручении. 
  2. Отправьте простым письмом. Доказательством станет почтовая квитанция. 
  3. Вручите представителю контрагента. Попросите его расписаться в получении на вашем экземпляре.
  4. Вручите курьером. Сохраните накладную с перечнем передаваемых документов.
  5. Отправьте по электронной почте. Этот способ можно использовать, если он напрямую и недвусмысленно определен для отправки претензии в тексте самого договора. В нем же должны быть прописаны и адреса электронной почты сторон.

Следует заметить, что документ может быть направлен партнеру не только на его юридический адрес, но и по данным, указанным в соглашении. 

Рекомендация:
Проанализируйте положения договора. Если в нем указан точный способ отправки претензии — следуйте ему (предусмотрите это при заключении будущих сделок). В других случаях выбирайте традиционные варианты: вручите документ лично, доставьте курьером или отправьте по почте ценным письмом с описью вложения. Соберите доказательства направления претензии.

Сколько ждать ответ 

В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ срок ответа на претензию составляет 30 календарных дней. Это общее правило. Однако законом, условиями договора или положениями самой претензии он может быть изменен. Возможны следующие варианты:

  1. В договоре, в претензии, в иных нормативно-правовых актах специальный срок для ответа не указан — исходите из того, что он равен 30 календарным дням. 
  2. В договоре согласован точный срок ответа (например, 10 дней с момента получения),  — руководствуйтесь им, а не общим правилом. 
  3. В договоре определен период для ответа (например, 7-10 дней) или предлагается установить срок в тексте претензии — пропишите в последней точное количество дней, принимайте во внимание их.

Важно проанализировать документы и характер самих отношений. Если необходимый срок ожидания ответа не будет соблюден, суд посчитает, что обязанность досудебного урегулирования не выполнялась. 

Рекомендации:
До обращения в суд убедитесь, что вами верно определены сроки для ответа на претензию. Не подавайте иск в арбитраж раньше, чем они истекут. Иначе досудебный порядок не будет соблюден, а иск останется без движения или возвратится.

Узнайте больше о том, как подать иск в арбитражный суд

Если ответа на претензию нет

Реакции на отправленную претензию может и не последовать. Только от характера правоотношений и положения договора зависит, должен ли контрагент отвечать на нее. Например, условия сделки могут определять, что отсутствие ответа означает безоговорочное признание требований. Но, как правило, молчание приравнивается к отказу в их удовлетворении. 

Однако, позиция, выраженная на бумаге, всегда лучше недосказанности. Она может положить начало конструктивным переговорам. Или же стать почвой для подготовки судебного иска. Поэтому, если вы получили претензию в свой адрес, дайте на нее обоснованный письменный и своевременный ответ. 
Если дело не решится мирным способом, встречный истец вправе не соблюдать досудебный арбитражный порядок, если до процесса он получал претензию первого истца.

Альтернативные способы урегулирования разногласий

Претензионный порядок — это не единственный способ решения спора вне суда. Кроме него стороны вправе обратиться к услугам медиатора или договориться друг с другом посредством переговоров. 
Обе меры эффективны, но могут и не увенчаться успехом. В этом случае арбитраж признает их проведение попыткой досудебного регулирования, если они были предусмотрены в качестве таковых в тексте договора. В нем же должны быть указаны подробности процедуры, сроки, порядок ее начала и проведения.

Рекомендации:
Выбирая альтернативный способ досудебного урегулирования, пропишите условия его применения детально.

Последствия несоблюдения досудебного урегулирования

Если досудебный порядок является обязательным для начала судопроизводства, его несоблюдение способно повлечь за собой следующую судьбу иска:

  1. Он будет оставлен без движения на основании ст. 128 АПК РФ. Это возможно, например, если претензия направлялась ответчику, истец ссылается на данный факт, но не подкрепил его доказательствами. После их предоставления суд примет иск. 
  2. Он будет возвращен в соответствии со ст 129 АПК РФ. Если обстоятельства, по которым заявление осталось без движения, не будут устранены в предложенный срок, арбитраж вернет его. Кроме того, определение о возвращении выносится, когда обязанность досудебного урегулирования исполнена не была.

Рекомендация:
Отсутствие доказательств направления претензии, подача иска до окончания срока ответа на нее, намеренная отправка ненадлежащему адресату — приравниваются к нарушение досудебного порядка. 

Какие возможности дает претензионный порядок 

Претензионный порядок отличается особыми преимуществами. Если логика и аргументы выстроена профессионально, конфликт сторон способен трансформироваться в продуктивные переговоры. Поэтому среди плюсов досудбеного урегулирования можно назвать:

  • сохранение отношений с контрагентом: разногласия перестают носить стихийным и эмоциональный характер, обретают объективную формулировку;
  • конструктивность: подача и рассмотрение ответа на претензию заменяют собой длительные переговоры;
  • экономия времени: проблему можно решить оперативно, а судебное урегулирования длится более 3 месяцев;
  • сохранение материальных ресурсов: мирное решение исключает судебные издержки;
  • гарантия конфиденциальности и сохранения репутации: обстоятельства спора защищены от общественности, в отличие от судебной тяжбы;
  • формирование правовой позиции: если партнер отвергает любые предложения, зная его аргументы, можно подготовиться к подаче иска в суд.

Шаги «ДП Консалт» к мирному решению спора

Для того, чтобы облечь эмоции в слова, специалисты «ДП Консалт»:

  1. Подготовят досудебную претензию или грамотный ответ на нее.
  2. Корректно направят документы другой стороне, собрав доказательства соблюдения досудебного порядка.
  3. Примут участие в переговорах и согласовании вариантов выхода из сложившейся ситуации.
  4. Составят документы, закрепляющие достигнутые договоренности.
  5. Помогут реализовать их на практике. 

Стоимость подготовки претензии или ответа на нее начинается от 10 000 рублей. 

Узнайте как завершить сделку мирно!
 
Перезвоним за 15 минут!
и ответим на все Ваши вопросы
Заполните простую форму:
^