Компания или предприниматель могут стать не только объектом проверки Федеральной антимонопольной службы, но и ее инициаторами в отношении недобросовестных участников рынка. Узнайте о том, когда ждать представителей ФАС и как привлечь их к защите своих интересов.
В этой статье вы найдете ответы на вопросы:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — это федеральный орган исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты, контролирует и ведет надзорную деятельность за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг, деятельности естественных монополий, а также рекламы. Для контроля компаний служба проводит проверки, в том числе и по поступающим жалобам в ФАС.
В каких случаях ФАС приходит с проверкой
Служба отвечает за соблюдение антимонопольного законодательства, положений о рекламе, а также отношения в сфере государственных закупок с помощью двух инструментов:
- плановой проверки;
- внеплановой проверки.
При этом ФАС руководствуется нормами:
- Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - 135-ФЗ);
- Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - 38-ФЗ);
- Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Указанные нормативно-правовые акты устанавливают ключевые правила подготовки и реализации проверочных мероприятий.
Когда проводится плановая проверка
Плановая проверка по контролю соблюдения правил конкуренции проходит не чаще, чем один раз в три года (ч. 3 ст. 25.1 135-ФЗ). При этом компания или предприниматель заранее включаются в график надзорных мероприятий, составляемый ежегодно. Он находится в открытом доступе.
Рекомендации:
Чтобы плановый визит ФАС не стал неожиданным - ознакомьтесь с графиком на сайте службы или в Сводном плане, составляемом Генпрокуратурой.
В любом случае, антимонопольный орган обязан сообщить о надвигающейся ревизии, отправив копию приказа руководителя не менее, чем за 3 рабочих дня.
Подробнее о проверках прокуратуры
Больше о проверках УЭБиПК
Поводы для внеплановых проверок
Внеплановый контроль может состояться в любое время. Однако для этого требуется основание. Согласно ч. 4 ст. 25.1 135-ФЗ им является:
- самостоятельное выявление ФАС нарушения антимонопольного законодательства;
- поступление соответствующих материалов об этом от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, уполномоченных по защите предпринимательских прав;
- сообщение от СМИ, физического или юридического лица;
- истечение срока, в который компания должна была устранить нарушение по предписанию органа;
- поручение Президента РФ или Правительства РФ.
В некоторых случаях проведение внезапного контроля субъекта малого предпринимательства требует предварительного согласования с органами прокуратуры региона.
При этом внеплановый надзор:
- начинается без уведомления на основании ч. 14 ст. 25.1 135-ФЗ — если он проводится по факту подозрения на наличие соглашения между предпринимателями, направленного на ограничение конкуренции (ст. 11 135-ФЗ) или аналогичного соглашения с участием государственных и муниципальных органов, внебюджетных госфондов, Центрального Банка РФ;
- начинается после уведомления компании не менее, чем за 24 часа - в остальных ситуациях.
Рекомендации:
Проверьте приказ о проведении проверки. Он должен содержать информацию о правовых основаниях, лицах, проводящих процедуру и привлекаемых к помощи, целях и предмете проверки, о сроках ее начала и окончания, перечне мероприятий.
Что проверяют и как подготовиться
ФАС проверяет:
- В антимонопольной сфере:
- наличие недобросовестности конкуренции;
- установления монопольно высоких или низких ценах на товар, а также нарушение правил и порядка ценообразования;
- распространение ложной информации о конкурентах компании;
- факты разглашения коммерческой тайны конкурентов и т.п.
- В сфере рекламы:
- соответствие ее требованиям 38-ФЗ;
- соответствие рекламной информации действительности.
- В сфере организации закупок:
- соблюдение заказчиком норм 44-ФЗ;
- соблюдение положений 44-ФЗ исполнителем. В частности ФАС по заявлению заказчика или уполномоченного органа проводит проверку поданных ими материалов для подтверждения наличия оснований внесения исполнителя в Реестр недобросоветсных поставщиков
Независимо от вида проверки она может проводиться:
- документарно — путем запроса и анализа документов без выезда в организацию;
- при выезде в компанию — при необходимости ознакомления с документами и иными доказательствами непосредственно на предприятии.
Предметом внимания проверяющих являются документы и иные факты, подтверждающие их достоверность. При этом антимонопольщики вправе привлекать экспертов.
Рекомендации:
Если сотрудники службы посетили компанию для надзора, кроме приказа проверьте их удостоверения. Контролируйте ход действий, однако не препятствуйте в случае их обоснованности и законности. Подготовьте все необходимые документы, обязательно оставив для себя копии оригиналов.
Общий срок проверки составляет один месяц. Однако в особых случаях руководитель ведомства может его продлить.
После завершения проверочных мероприятий инспектор составит акт в двух экземплярах. При выявлении нарушений законодательства он выдаст предписание об их устранении к определенному сроку. Если незаконные действия компании или предпринимателя образуют состав административного правонарушения, будет возбуждено административное производство.
Рекомендации:
Неисполнение предписания ФАС влечет за собой штраф до 500 тысяч рублей (ч. 2.1. ст. 19.5 КоАП РФ). При наличии оснований, обжалуйте акт службы, не оставляйте его требования без внимания.
Включение в Реестр недобросовестных поставщиков
В сфере контроля госзакупок согласно п. 1 ст. 104 44-ФЗ ФАС ведет Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Он же принимает решение о включении в указанный список компаний и предпринимателей, выигравших тендер, но не сумевших выполнить обязательства. Для этого заказчик, уполномоченные органы или учреждения обращаются в ФАС с документами, подтверждающими:
- уклонение победителя тендера от заключения контракта;
- расторжение контракта по решению суда;
- его прекращение заказчиком в одностороннем порядке при существенных нарушениях со стороны исполнителя.
На обращение органам отводится 3 рабочих дня с даты признания исполнителя уклонившимся, решения суда, одностороннего расторжения контракта. Еще 5 рабочих дней занимает проверка фактов антимонопольной службой, по итогам которой принимается решение об отказе или о включении данных в РНП. Если информация подтвердилась - исполнитель попадает в РНП в течение 3 рабочих дней.
С 1 июля 2021 года в реестр недобросовестных поставщиков согласно п. 3 ст. 104 44-ФЗ включаются данные:
- непосредственно о компании;
- о членах ее исполнительного органа;
- о бенефициарных владельцах юридического лица (с долей более 25 процентов), а если исполнитель является унитарным ЮЛ - информация по всем учредителям;
- о закупке:
- о дате и основаниях включения в реестр.
В "черном списке" поставщик, исполнитель или подрядчик находится 2 года, если данные не будут исключены досрочно по решению суда. Для этого внесение можно обжаловать по основанию незаконности (недействительности) одностороннего отказа заказчика или недействительности решения ФАС.
Защита от включения в РНП предполагает:
- контроль действий и ведение документации при заключении и исполнении контракта;
- оспаривание действий заказчика;
- обращение в ФАС;
- обжалования внесение в РНП в судебном порядке.
Реестр является общедоступным и бесплатным в ЕИС. С ним может ознакомиться любой потенциальный партнер. Поэтому внесение в РНП - существенный удар по деловой репутации, который лучше предотвратить.
Получение разъяснения ФАС
В случаях, когда применение норм антимонопольного законодательства проблематично в силу его различного понимая сторонами, компания или предприниматель могут обратиться за разъяснениями. На основании положений Приказа ФАС РФ от 20.01.2012 N 22 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» комментарии по применению правовых норм будут предоставлены в письменном виде.
Такие пояснения не являются обязательными. Но следует заметить, что они отражают официальную позицию службы, образуя общую практику применения территориальными отделениями. Кроме того, и арбитражные суды принимают во внимания разъяснения ФАС по различным вопросам.
Узнать о судебном представительстве в арбитражном суде
Рекомендации:
Если вы не знаете, как верно применить норму антимонопольного закона и опасаетесь штрафа - запросите разъяснение у целевого ведомства.
Основания для подачи жалобы на нарушителя
В ситуациях, в которых компания сталкивается с недобросовестностью организатора закупок, контрагента или иного участника рынка, целесообразно воспользоваться правом подачи в ФАС жалобы.
Это возможно в случае:
- выявления недобросовестной конкуренция при заключении контрактов на совершение государственных закупок;
- обнаружения намеренного монопольного завышения или заниженные цены на товары и услуги;
- распространения ложных данных об организации ее конкурентами для дискредитации среди клиентов и партнеров;
- выявления раскрытия чужой коммерческой тайны и т. п.
Составьте жалобу в письменном виде. Укажите в тексте действия, подлежащие оспариванию, а также правовые и фактические доводы для этого. Подкрепите документ письменными доказательствами (например, скрин-копиями сайта, содержащего ложную информацию о компании).
Федеральная антимонопольная служба оценит доводы заявления с помощью проведения проверки, а позже сообщит о ее результатах.
Помощь от ДП Консалт
Если компания или предприниматель неожиданно привлекли внимание ФАС или стали объектом проверки планово — важно получить надежную правовую поддержку опытных юристов. Специалисты помогут защитить права при проведении проверки антимонопольной службой в Москве и Московской области, избежать нежелательных штрафов или сократить их размер. Предотвратят включение в РНП при исполнении госконтрактов или обжалуют внесение данных в реестр.
Узнать подробнее об услуге сопровождения выигранного тендера
Кроме того, наши юристы по антимонопольным спорам знают, как защитить бизнес от финансовых и репутационных потерь, вызванных действиями недобросовестных конкурентов.
Что мы сделаем:
- подготовим документы и представим ваши интересы;
- проконтролируем соблюдение прав компании или ИП во время проведения процедуры;
- составим и подадим жалобу на нарушителя или запросим разъяснения ФАС по важному вопросу;
- поможем выстроить линию поведения и защиты при обжаловании предписаний, штрафов ФАС, решения по внесению в РНП.
Освобождаем время для мыслей о бизнесе, а не о проверках